СУЧАСНІ УЯВЛЕННЯ ПРО ПРИРОДНИЙ РОЗВИТОК ФІЗИЧНИХ ЯКОСТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗІ ШКІЛЬНОГО ПЕРІОДУ

Автор(и)

  • Майя Зубаль Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, Україна
  • Ігор Плонський Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, Україна

DOI:

https://doi.org/10.32626/2309-8082.2009-0.%25p

Ключові слова:

фізичні якості, фізичний розвиток, шкільний період, сенситивні, критичні періоди, фізичне навантаження.

Анотація

У статті поданий детальний аналіз науково-методичної літератури щодо особливостей та розвитку фізичних якостей хлопців у період навчання їх у школі. Також опрацьований великий об‘єм літературних джерел з досліджуваної проблеми для встановлення причин, що зумовлюють розбіжності між однолітками в прояві фізичних якостей, та стану вивчення питання.

Біографії авторів

Майя Зубаль, Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка

старший викладач

Ігор Плонський, Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка

викладач

Посилання

Алябышев А. П. Стандартная программа определения координационных способностей в связи с ориентацией на сложно технические виды спорта / А.П. Алябышев, А.Г. Карпеев // Програмно-методические основы подготовки спортивных резервов: X Всесоюзн. научн.-практ. конф. – М., 1985. С. 156-157.

Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / Бальсевич В.К. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.

Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека / Башкиров П.Н. – М.: Изд-во МГУ, 1962. – 340 с.

Беглецов А. Н. Формирование двигательного навыка в барьерном беге у детей 7-11 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» / А.Н. Беглецов. – К., 1982. – 22 с.

Бернштейн А.Н. О ловкости и ее развитии / Бернштейн А.Н. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 228 с.

Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання / Бех І.Д. – К., 1998. – 203 с.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов: [учеб. пособие] / Верхошанский Ю.В. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

Власов В.И. Экспериментальные исследования методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего и среднего возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» / В.И. Власов. – М.: ВНИИ ФК, 1971. – 22 с.

Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся / Волков Л.В. – К.: Радянська школа, 1988. – 183 с.

Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник [для студ. и препод. вузов физ. восп. и спорта] / Волков Л.В. – К.: Олимпийская литература, 2005. – 296 с.

Воропай С. Динаміка прояву силових здібностей 4-13 річних дітей центрального регіону України / С. Воропай // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві. – Луцьк, 2002. – С. 176-178.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: [т. 4] / Выготский Л.С. – М.: Педагогика, 1984. – С. 244-258.

Губа В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта / Губа В.П. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1999. – № 3/4. – С. 21-26.

Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1977. – № 7. – С.12-14.

Ежевская К.А. Особенности динамики показателей скоростных способностей детей 4-5 лет в условиях стандартной тестовой тренировочной программы в детском саду / К.А. Ежевская // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 3. – С. 15-18.

Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: [учеб. пособие] / Карпеев А.Г. – Омск: СибГАФК, 1998. – 322 с.

Кравчук А. И. Исследование способности управлять своими движениями у детей 4-7 лет с учетом их возраста, пола и двигательной подготовленности / А.И.Кравчук // Пути управления технической подготовкой спортсменов. – Омск: ОГИФК, 1980. – С. 14-15.

Кузнецова З.И. Когда и чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова // Физическая культура в школе. – 1976. – № 1. – С. 7.

Линець М.М. Основи методики розвитку рухових якостей: [навч. посіб.] / Линець М.М. – Львів: Штабар, 1997. – 272 с.

Любомирский Л.Е. Закономерности развития сенсомоторных функций у детей школьного возраста: автореф. дис. … доктора биол. наук: спец. 03.00.13 «Физиология человека и животных» / Л.Е. Любомирский. – М., 1989. – 35 с.

Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей школьников / В.И.Лях // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 9. – С. 10-14.

Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / Лях В.И. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. пособие [для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ] / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.: ил.

Основы теории и методики физической культуры: [учебн. для техн. физ. культуры / под ред. А.А.Гужаловского]. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 52 с.

Присяжнюк С.І. Розвиток фізичних якостей учнів початкових класів загальноосвітньої школи (на прикладі сили і витривалості): автореф. дис. ... канд. наук з фіз. вих. і спорту: спец. 24.00.02 «Фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / С.І. Присяжнюк. – Львів, 2001. – 17 с.

Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Фізична культура. 5-12 класи: навчально-практичне видання. – Ірпінь: ВТФ «Перун», 2005. – 272 с.

Ровний А.С. Сенсорні механізми управління точнісними рухами людини / Ровний А.С. – Х.: ХаДАФК, 2001. – 220 с.: ил., табл. – Бібліогр.: с. 206-218.

Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / Селуянов В.Н. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 172 с.

Теория и методика физической культуры: [учебник для пед. ин-тов / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина]. – М.: Советский спорт, 2000. – 464 с.

Фомичев В.В. Модельные характеристики подготовленности пловцов-кролистов и стадий полового созревания как фактор оптимизации отбора и управления тренировочным процессом: автореф. дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» / В.В.Фомичева. – Волгоград, 1996. – 23 с.

Шиян Б.М. Теорія і методика фізичного виховання: [навч. посібник] / Шиян Б.М. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2001. – Ч. 1. – 272 с.

Шиянов Г.П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11-13 лет с учетом соматической зрелости: автореф. дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» / Г.П.Шиянов. – К., 1999. – 18 с.

Radzinska M. Critical periods in the development of jumping abilities / V. Strojnik, A. Usai, etc. // Proceedings 1 of the 6-th Sport Kinetics Conference ’99, Slovenia. – Ljubljana: Univercity of Ljubljana, 1999. – P. 289-291.

Starosta W., Hirtz P. Zu Frage Uber Sinsetive und Kritische Perioden in Entwicklung Bewegungskoordination // Lestungssport. – 1989. – № 6. – P. 11-16.

##submission.downloads##

Опубліковано

2009-10-18

Як цитувати

Зубаль, М., & Плонський, І. (2009). СУЧАСНІ УЯВЛЕННЯ ПРО ПРИРОДНИЙ РОЗВИТОК ФІЗИЧНИХ ЯКОСТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗІ ШКІЛЬНОГО ПЕРІОДУ. Вісник Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Фізичне виховання, спорт і здоров’я людини, 2. https://doi.org/10.32626/2309-8082.2009-0.%p