УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
DOI:
https://doi.org/10.32626/2309-8082.2019-12.71-77Ключові слова:
учитель начальных классов, профессионально-прикладные компетенции, профессионально-прикладная физическая подготовка, элективный курс по физической культуре, молдавские народные подвижные игры.Анотація
В статье представлены результаты исследования,
направленного на повышение ка-
чества профессионально-прикладной физи-
ческой подготовки студентов профиля «На-
чальное образование». На основании анализа
литературных источников и опросов была раз-
работана профессиограмма учителя началь-
ных классов с четом психофизического и пси-
хомоторного аспекта профессиональной дея-
тельности данных специалистов. Базируясь на
данные профессограммы, а также анализируя
основные виды работ педагога в начальной
школе, для осуществления профессиональ-
но-прикладной физической подготовки было
предложено использование народных под-
вижных игр Молдавии. Данное решение могло
позволить оптимальным образом воздейство-
вать на многие профессионально-прикладные
компетенции: развитие важных в профессии
физических и личностных качеств, психиче-
ских способностей, получение теоретических
и методических знаний для проведения физ-
культурных занятий с детьми младшего школь-
ного возраста. Преобразование программы по
физической культуре посредством внесения
в элективный курс помимо привычных прак-
тических и учебно-тренировочных занятий
лекций, методико-практических, лаборатор-
ных, семинарских и самостоятельных занятий,
способствовало поэтапному формированию
профессионально-прикладных компетенций
через теоретико-методическую подготовку,
участие в комплексах гигиенической гимнасти-
ки и молдавских народных подвижных играх
в качестве ученика и учителя. Применение
экспериментальной программы элективного
курса по физической культуре и методики при-
менения молдавских народных подвижных
игр в течение одно учебного года (3-х разо-
вые занятия, 134 часа) достоверно эффективно
для развития относительной силы, быстроты,
ловкости, выносливости и работоспособно-
сти студентов. Также достоверные изменения
произошли в показателях важных педагогиче-
ских способностей и личностных качеств: уро-
вень распределения внимания, ситуационная
тревожность, организаторские способности,
мотивация к занятиям физической культурой,
преобладающие активность и настроение,
уровень теоретико-методической грамотности
в области физического воспитания.
Посилання
Бадик, А. Е. Динамика показателей физической подготовленности
студентов государственного института управления и социальных
технологий БГУ на занятиях по физической культуре. Вопросы
физического воспитания студентов вузов: сб. науч. ст.– Вып.12.
Минск: БГУ, 2016. С. 129–133.
Виленская, Т. Е., Бадик А. Е. Объективные риски процесса физи-
ческого воспитания и педагогические способы их минимизации
(на примере процесса физического воспитания младших школь-
ников): автореф. дис. докт. пед. наук .Краснодар, 2011. 43с.
Горбацевич А. А. Зернова Т. В., Попкович Г. Н. Тестирование фи-
зической и функциональной подготовленности студентов I курса
факультета социокультурных коммуникаций БГУ Вопросы физи-
ческого воспитания студентов вузов: сб. науч. ст. Вып. 12. Минск:
БГУ, 2016. С. 70–74.
Данаил, С. Н. Физкультурное образование в контексте
современных разработок теории деятельности и личности Меж-
дународная научно-практическая конференция государств-участ-
ников СНГ по проблемам физической культуры и спорта: Доклады
пленарных заседаний, Минск, 27–28 мая 2010 г. Минск: БГУФК,
С. 228-236.
Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистер-
вег. М.: 1956. 374 с.
Дьюи, Дж. Школа и общество М.: Госиздат, 1924. 168 с.
Захаревич, Н. Б. Валеологические основы стратегии педагогичес-
кой деятельности (На материалах нач. обучения) : Дис. ... канд.
пед. наук. СПб., 1998. 125 c.
Кузьмина Н. В., A.A. Реан. Профессионализм педагогической дея-
тельности СПб., 1993. 54 с.
Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей
школьного возраста. Собр. пед. соч. Т.1 М.: Физкультура и спорт,
441 с.
Панкова, Е. С. Подготовка будущего педагога к использованию
здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной
школы Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск: Изд-во КГПУ
им. В. П. Астафьева, 2016. С. 74–77.
Панов, Е. Е. Игры как оптимальное средство развития профессио-
нально важных качеств у студентов в процессе физического вос-
питания. Актуальные проблемы физической культуры, спорта, ту-
ризма и рекреации: Мат-лы IV Всероссийской с международным
участием научно-практической конференции студентов и аспи-
рантов, г. Томск, 21 апреля 2016 г. Томск, STT, 2016. С. 118–121.
Сабинина, Н. Н. Профилактика профессиональных рисков педа-
гогов в условиях инновационной деятельности образовательного
учреждения: дисс. … канд. пед. наук Санкт-Петербуг, 2012. 183 с.
Симоненко, С. М. Содержание и способы формирования валеоло-
гической культуры будущего учителя в вузовской профессиональ-
ной подготовке: Дис. ... канд. пед. наук. Уссурийск, 2002. 188 c.