СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ БЕГА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СТИПЛЬ-ЧЕЗ
DOI:
https://doi.org/10.32626/2309-8082.2019-12.11-15Ключові слова:
стипль-чез, бег с препятствиями, высококвалифицированные легкоатлеты, сравнительный анализ техники.Анотація
Современный стипль-чез – это бег с
препятствиями на 3000 метров. В силу сво-
ей специфичности с 1920 года входит в про-
грамму олимпийских игр (для женщин с
2008 года). Считается одним из самых зре-
лищных видов легкой атлетики. Специфика
данного вида легкой атлетики вносит допол-
нительные требования в процесс овладения
техническими навыками.
Техника стипль-чез объединяет в себе
общепринятую систему обучения бегуна на
средние дистанции, и ко всему этому добав-
ляется техника «барьериста», но адаптиро-
ванная к преодолению препятствий дисци-
плины стипль-чез. Основы гладкого бега в
стипль-чез закладываются общепринятыми
методиками для стайеров, но отличитель-
ной чертой является дополнительно работа
над элементами, связанными с «рваным»
темпом бега и преодолением препятствий.
Проанализировав выступления лучших лег-
коатлетов мира, выступающих в одном из
самых сложных видов беговых дисциплин,
которым признан стипль-чез, мы определи-
ли составляющие успешного выступления,
это: умение преодолевать значительное фи-
зическое напряжение, высокая координация
движений, концентрация внимания, способ-
ность переключаться между разными вида-
ми нагрузки, расчет сил и быстрое принятие
решения.
В данной статье мы предприняли по-
пытку провести сравнительный анализ и
разбор техник бега с препятствиями, с пре-
одолением пяти равноудаленных барьеров,
причем четвертое препятствие перед ямой
с водой, на примере сильнейших стипль-
чезистов мира, проведя подробный анализ
выполнения различных технических элемен-
тов необходимых для успешного преодоле-
ния препятствий по дистанции. Кинограмма
была произведена во время этапа «Брил-
лиантовой Лиги» 2018 года. Использова-
лись «покадровый» и «позный» методы. В
табл. 1 даны характеристики динамики ско-
рости бега в конце 2 километра дистанции, а
в табл. 2 – характеристики длины и частоты
шагов, полученные на основании имеющих-
ся кинограммы и видеозаписи забега.
Посилання
Деркаченко И. В., Арапу Н. Г., Емельянов В. Д. Атлетисмул. Учебно-методическое пособие. Тирасполь 2014 г, 72 с.
Емельянов В. Д., Капсомун Н. Г. Легкая атлетика. Методика обучения в план-схемах: учебное пособие. Тирасполь, 2017. 88 с.
Жилкин А. И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/ А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. 6-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 464 с.
Зеличенок В. Б., В. Г. Никитушкин Легкая атлетика: критерии отбора. М. : Тера-спорт, 2000. 240 с.
Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. Л. : Лань, 2005. 384 с.
Суслов Ф. П. Подготовка сильнейших бегунов мира. Киев: Здоров’я, 1990. 209 с.