Игровая компетенция учителя начальных классов: проблемы и перспективы решения
Ключові слова:
игровая компетенция, профессионально-прикладная физическая подготовка, учитель начальных классов, подвижная игра, младший школьный возраст, физическое воспитаниеАнотація
Специфика педагогической деятельности учителя начальных классов, а именно – особый контингент их воспитанников, диктует необходимость рассмотрения особой компетенции педагогов, заключающейся в умении и желании проводить с детьми игры, в том числе подвижные. Согласно последним данным, во всем мире наблюдается угасание игровой активности детей, исчезновение игровой субкультуры детства, пренебрежение игрой в начальной школе и замена игрового метода в обучении, воспитании и развитии на повторный и иные образовательные инструменты. Острой проблемой остается также интернет и его возрастающая роль в жизни ребенка. Цель исследования – изучение особенностей игровой компетенции учителя начальных классов. Результаты исследования. Результаты анализа литературных источников указывают на важность применения подвижных игр и игрового сопровождения учебного процесса в начальной школе, что подтверждается необходимостью охраны детства, обозначенной в Резолюции ООН по правам ребенка на игру. Опрос выпускников вуза профиля «Начальное образование» указывает на наличие данной проблемы также и в Республике Молдова. Будущие учителя начальных классов демонстрируют весьма низкий уровень игровой компетенции: незнание теории и методики подвижной игры, неумение организовывать и проводить игры с детьми. Наблюдения в школах и гимназиях говорят о том, что подвижные игры не организуются педагогами на переменах и в группах продленного дня. Не наблюдается также самостоятельная организация детей для участия в подвижных играх. Выводы. Игровая компетенция учителя начальных классов в рамках непрофессионального физкультурного образования в вузе может быть сформирована на основе знаний в области теории и методики преподавания подвижных игр, умений подбирать игровой материал, объяснять игру, делить на команды и выбирать ведущего, управлять игрой, подводить итоги игры.
Посилання
Алексашина А., Умерова Л. Особенности профессиональной компетентности учителя начальных классов. Традиции и новации в педагогике начальной школы: сбор¬ник научных трудов. 2018. С. 19–21.
Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960. С. 3-28.
Ареф’єв В. Г., Єдинак Г. А. Фізична культура в школі (молодому спеціалісту) : навч. посібник. 2-е вид., доп. Кам’янець-Подільський : Абетка-Нова, 2001. 383 с.
Белова А. А., Федоренко Т. Г. Управление процессом становления профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов. Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Москва, 25 января 2019 г. М.: МПГУ, 2019. С. 585–588.
Берека В. Є., Галас А. В. Професійна компетентність вчителя початкових класів : навчально-методичний посібник для вчителів. Харків : «Ранок». 2018. 496 с.
Боген М. М. Задачи обучения детей двигательным действиям. Теория и практика физической культуры. 2001. № 3. С. 34–67.
Борисова В. Н., Максимова Л. И. Современная игровая деятельность детей как компонент детской субкультуры. Качество дошкольного образования: формирование социально-коммуникативной компетентн. дошкольников. Чебоксары. 2016. С. 236–240.
Брюхова Ю. Народная игра как средство формирования ценностных ориентации личности ребенка младшего школьного возраста : дисс. канд. пед. наук. 13.00.01. АГПУ. Архангельск, 2010. 233 с.
Валиева В. Формирование готовности студентов педвузов к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательноий школе : автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01 ЧНПУ. Чебоксары, 2006. 23 с.
Ван Дер Аалсвоорт Г. и др. Как студенты-педагоги воспринимают детские игры и свою роль в детских играх (международное сравнительное исследование с участием студентов из Нидерландов, Уэльса, Германии и Финляндии). Современное дошкольное образование. 2016. № 4 (66). С. 68–78.
Вільчковський Е. С. Теорія і методика фізичного виховання дітей молодшого шкільного віку. Львів, 2008. 336 с.
Гавилова Л. В., Козлова М. А. К вопросу о профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности начинающих учителей начальных классов. Школа будущего. 2017. № 5. С. 73-83.
Гальченко, Л. В. Структурные компоненты готовности будущих учителей физической культуры к использованию подвижных и национальных игр в профессиональной деятельности. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 2. С. 158-162.
Головань М. С. Аналіз тенденцій розвитку вищої освіти в умовах глобалізації, інтеграції та інформатизації суспільства. Проблеми сучасної педагогічної освіти. Серія : Педагогіка і психологія: зб. статей. Ялта : РВВ КГУ, 2011. Вип. 31. Ч. 1. С. 203–211.
Горбунова Н. В., Везетиу Е. В. Субкультура детства: характерные черты, признаки, функции. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 298-299.
Дмитренко Т. І. Теорія і методика фізичного виховання дітей раннього шкільного віку : посіб. Київ, 1999. 242 с.
Дубогай А. Д. Оценка ФР и ФП состояния младших школьников. История врачебно-педагогического контроля в массовой физической культуре. Київ, 1991. С. 88–91.
Екимова К. В. Влияние дополнительных занятий физической культурой на физическое развитие младших школьников в предметной области «Физическая культура». Инновацион¬ные компетенции и креативность в психологии и педаго-гике. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 93-96.
Емельянова Э., Сандлунд М., Элвстранд Э. У ребенка должно сохраниться право на игру, на возможность создать свое игровое пространство. Современное дошкольное образование. Теория и практика. М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2019. № 6 (96) C. 16-19.
Жилюк В. Використання комплексів українських народних ігор на уроках фізичного виховання з учнями молодших класів. Молода спортивна наука України. Львів, 1997. C. 56–57.
Жуков М. Н. Рухливі ігри: навч. посіб. Київ, 2000. 160 с.
Загорский Б. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка. В кн. : Теория и методика физического воспитания. М. : ФиС, 1976. Т. 2. С. 71-88.
Заплатина О. Роль физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности : автореф. дис…. канд. пед. наук. 13.00.01 КГПУ. Кемерово, 2007. 25 с.
Конвенция о правах ребенка (Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года). – URL: https://www. un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml.
Кулакова Н. И. и др. Внеурочные формы организации школьников в системе физкультурного образования будущих учителей. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. 2017. С. 97–100.
Лахин Р. Народная игра как средство социально-нравственного воспитания младших школьников и подростков : ав¬тореф. дис… канд. пед. наук. КГПУ. Курск. 2009. 25 с.
Рибалко Л. М. Методика розвитку фiзичних якостей в учнив молодшого шкiльного вiку засобами рухливих iгор. Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. 2021. № 2 (340), Ч. ІІ. С. 240–252.
Шейко М. К. Рухливі ігри молодших школярів. Київ, 1992. 256 с.
Clements, R. (2004). An investigation of the status of outdoor play. Contemporary Issues in Early Childhood, 5 (1), 6 pp. 8–80.
Fjortoft, I. (2001). Environmental education the natural environ¬ment as a playground for children: the impact of outdoor play activities in pre-primary school children. Early Childhood Educa¬tion Journal, 29 (2), pp. 111–117.
##submission.downloads##
Опубліковано
Як цитувати
Номер
Розділ
Ліцензія
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.